Никола-Ленивец: второй день

Описание объектов в Никола-Ленивце. Отзывы о Никола-Ленивце. Фото Никола-Ленивец

Переночевав в палатке  в кемпинге, на второй день я продолжил гулять по арт-парку Никола-Ленивец. Я весьма тщательно обошел весь арт-парк. Так что впереди у нас длинная прогулка. Во второй части нас ждут: Битва дятлов с долгоносиками, Штурм неба, Вселенский разум и многие другие арт-объекты и инсталляции. Но начну с бытовых условий в парке, самые насущные вопросы: где жить и что есть в Никола-Ленивце.

Никола-Ленивец предлагает несколько вариантов для размещения. Самый простой и дешевый — место для палатки в кемпинге. Приезжаете со своей палаткой, устанавливаете в леске в парке и вот ваше жилье. Второй по примитивности вариант — заселиться в палаточный лагерь с палаткой от парка. Далее идут разные виды деревянных домиков, в парке Можно также выбрать нормальный гостевой дом в деревне Звизжи, и даже пожить в хостеле.

Я выбрал вариант с палаткой от Никола-Ленивца. Палатки просторные и добротные, установлены на деревянные помосты. Кажется, в комплекте шел спальный мешок. Около каждой палатки есть место для мангала. Расстояние между палатками вполне комфортные. Впрочем, если вам не повезет с соседями, то слышно будет абсолютно все. Мне повезло, т.к. из всего лагеря последними улеглись после шашлыков и всей тусы наша компания. Условия? Ну, деревенский туалет типа дыра в полу, правда довольно цивильные внешне, но все равно вонючие. Душ — ледяная вода на улице, помыть руки — общественные рукомойники (тоже только с холодной водой). Короче, романтика!

DSC02180.jpg

Домики для тех у кого фобия ночевки в палатке. На букинге эти домики очень матерят в отзывах. Так что мы зря сокрушались, что нам не досталось тут мест.

DSC02183.jpg

А это уже совсем для богачей и випов — дизайнерский дома в стиле самого парка. Красота внешне, но отзывы тоже не фонтан.

DSC02185.jpg

С едой в 2016-м году были определенные проблемы. В кемпинге есть кафе Угра. Здесь в теории можно позавтракать. В теории, потому что кафе очень неторопливое и с трудом справляется с потоком оголодавших любителей концептуализма. Да, важный нюанс. Отличная тема в Никола-Ленивца — брать на работу в парк только местных жителей. Я тут безо всякой иронии. Это, действительно, круто, что парк дает работу куче людей из окрестных сел и деревень. Но, вы понимаете. Ребята все хорошие, стараются в меру сил и способностей, но сервис тут все равно весьма специфический. В общем, наберитесь терпения и отнеситесь к местному персоналу лояльно.

DSC02188.jpg

В окрестностях Никола-Ленивца есть несколько фермерских кафе. Они постоянно закрываются — открываются. Но я проверил — наше, в котором мы обедали, вроде еще живо. На самом деле это не ресторан, а ферма. Так и называется ферма "Никола-Ленивец". Тут можно закупиться фермерскими продуктами и полюбоваться местным хозяйством.

DSC02412.jpg

При ферме есть небольшой ресторанчик. Выглядит круто. Кормят там фермерскими продуктами.

DSC02416.jpg

Но по факту все очень по-разгильдяйски, неторопливо и не скажу, чтобы вкусно. При нас кормили свининой в разных вариантах. Выглядело это как-то так.

DSC02418.jpg

Комплексный обед включал стопку местного самогона. На свежем воздухе, да после прогулки все хорошо идет! Тем не менее, если вы изрядные привереды, то лучше в плане питания подготовиться.

DSC02419.jpg

Ну, хватит пищи телесной, переходим к духовным яствам. Дисклеймер. Все объекты показаны по состоянию на 2016-й год. Уверен, что за прошедшее время что-то пришло в упадок и появилось много новых объектов.

Например, объект Лабиринт создатели обещали сжечь в конце сезона.

DSC02189.jpg

Этот уникальный объект создан компанией «Министерство неординарных событий». Дадим им слово:
Почему мы решили построить Лабиринт? С древних временем лабиринт стал символом таинственности. Секреты многих из них остаются не раскрытыми до сих пор. Именно поэтому мы решили построить свой собственный Лабиринт с тайнами и загадками, а арт-парк «Никола-Ленивец» стал гармоничным и гостеприимным местом воплощения нашей задумки.

DSC02192.jpg

Лабиринт построен из экологически чистого материала (паллеты). Он состоит из 4-х частей, которые абсолютно отличаться друг от друга; протяжённость дорожек почти 4 км. Общая площадь Лабиринт более 15 тыс. квадратных метров. При прохождении Лабиринта посетитель потратит примерно 200 ккалорий.

DSC02194.jpg

В Лабиринте можно не только бродить с целью поиска выхода: для всех любителей приключенческих игр и экстремальных ощущений создатели разработали три абсолютно разных квеста. Причем все они отличаются друг от друга своим настроением, эмоциями и легендами.

DSC02206.jpg

К Лабиринту примыкает общественно пространство, где проходят лекции и мастер-классы. В наш приезд тут до утра крутили мультики.

DSC02214.jpg

Дальше мы переместились в арт-парк. Точнее в его часть, которая находится в лесу сразу за Ротондой, и называется Версаль.  Как вообще тут ориентироваться? Во-первых, возьмите карту арт-парка Никола-Ленивец в информационном центре. Во-вторых, скачайте оффлайн карту в приложении Maps.me. На ней уже отмечено большое количество объектов. А вот на Яндекс или Гугл карты особенно не надейтесь. В окрестностях парка очень хреново ловятся мобильные сети, так что можете оказаться без связи и без карты.

Карта объектов Никола-Ленивца (нажмите на картинку для увеличения):

Карта объектов Никола-Ленивца

Начну с объекта Борьба дятлов с долгоносиками.

Когда мы говорим о птицах – санитарах леса, в первую очередь, пожалуй, вспоминаем дятлов. Их в наших лесах водится несколько видов. Но ближе всех нам знаком большой пестрый дятел. Как правило, именно он встречается нам на прогулке в лесу и парке, его задорная барабанная дробь радует нас весной. В весенне-летний период дятел питается насекомыми, среди которых немало вредителей, таких как долгоносики. Вечная борьба!

DSC02237.jpg

Кто это снимает Борьбу? Опознавательные признаки: неизменная бандана и огромный объектив? Ну, конечно, это всем известный фотограф и бывший жежист Николай . Множится число блогеров, даже за 200 км от Москвы кого-нибудь знакомого обязательно встретишь. Подписывайтесь на инстаграм Николая, у него крутые снимки у меня хуже и еще он каждую неделю отжимается в разных точках планеты.

DSC02235.jpg

Если будешь в Штатах — помни главное: не забывай родину и доброту ее не забывай. Максим Горький не только о бабах писал, он писал и о родине. Ты помнишь, что он писал?..
— Как же… Помню… помню: "мы с бабушкой уходили все дальше в лес…"

Люблю эту цитату из Венички и регулярно вставляю в свои истории. Так вот, мы тоже пошли все дальше в лес и наткнулись на Арку Бернаскони.

Арка воздвигнута на границе поля и леса, отмечает начало зоны «Версаль» и в целом представляет собой символические ворота, ведущие на территорию Фестиваля «Архстояние». Издалека кажется, что арка облицована перфорированными панелями темного металла, но на самом деле она сложена из пропитанных специальным составом шестиметровых деревянных досок. Арка сложена из шестиметровой доски по принципам безотходного производства. Все обрезки используются в качестве конструктивных элементов.

DSC02239.jpg

Как я уже писал в первой части, на многие объекты Никола-Ленивца можно забраться. Не стала исключением и Арка. С ее вершины открывается вид на Версаль. Ландшафтные архитекторы из Франции придумали, как превратить заброшенные угодья в парк в лучших традициях Версальской ландшафтной школы: в подлеске прорубили просеки, ставшие аллеями, поле засеяли (сначала – гречихой, позже – подсолнухами) и выпустили на территорию стадо коров, которые должны были добавить последние штрихи. «Версаль», как и всё в Никола-Ленивце, постепенно меняется, но каждый год французы приезжают, чтобы ухаживать за парком, а заодно преподавать в «Ландшафтных мастерских» Никола-Ленивца.

DSC02241.jpg

Сооружение с треугольным проемом-проходом — не только арка. Это гибрид, выполняющий несколько функций: портал, триумфальная арка, смотровая площадка, бар, колодец. Наверх можно подняться по винтовой лестнице. Вниз ведет узкая прямая лестница с одной остановкой в «комнате художника». Каждый год пространство комнаты превращается в художественную инсталляцию. Комната,скажем прямо, жутковатая.

DSC02245.jpg

DSC02252.jpg

DSC02253.jpg

Без ложного пафоса можно сказать, что классический лэнд-арт, индивидуальная работа с землёй, это последняя возможность сказать что-то пластическим, энергетическим, кинетическим языком, используя единственно данный нам материал — нашу Землю. Объект Падение в колодец, значительно меньше и рассчитан для индивидуального посещения. Это медитативное погружение человека скорее даже не вглубь земли, но внутрь самого себя, возвращение к себе через шоковую ситуацию неожиданного прерывания пути, «падения в колодец».

Подобный опыт внутреннего шока, полного изменения внутреннего самосознания, включает в себя также и смерть, как переход из одного состояния в другое. В символическом плане каждый в своей жизни хоть раз испытывает падение. Можно сказать, что из спирали он выходит уже изменившимся. Он может осознать это не сразу, но ретроспективно, с течением времени. Вавилонская яма продолжает функционировать в его сознании. Таков авторский замысел.

Увы, в наше посещение колодец подзарос, упасть в него не получилось. Ну, только, если в символическом плане.

DSC02255.jpg

DSC02258.jpg

А вы знаете, что таблички с описанием «что же имел в виду автор этого безумия» в совриске — это тоже художественный объект, которой воздействует на зрителя вместе с самим произведением? Я обожаю читать эти описания! Вот ниже типичный пример. Шедевр же, при том, что сам объект по-честному хрень полная. Но с описанием он буквально расцветает.

Образ Пагоды с давних пор проявляется в русском сознании и витает в воздушных потоках. В пограничной зоне неизбывного пейзажа средней полосы, между Полем и Лесом, в Никола-Ленивце установлен макет Походной Пагоды.

Источником вдохновения и прототипом Походной пагоды явилась брезентовая армейская палатка. Убежище для воинов в походе. Походная Пагода — убежище на Пути. И для странствующего энтузиаста, и для компаний единомышленников. Походная Пагода, наполненная перекрёстными воздушными потоками в местоположении своего пограничья – аэродинамической трубе — словно Русский Аполлон на стартовой площадке, управляя квадригой коней, мчит в гости к пятитысячелетнему Дракону, в его убежище – триграмму НЕБО.

DSC02259.jpg

Основной компонентой назначения и смысла Пагоды является идея Убежища. Пагода символизирует движение по спирали к Небу. Имярек, один из многих, проходит Пагоду насквозь, от тамбура к тамбуру, приводя в движение молитвенный барабан – «берёзовый подшипник», и загадывает желание, гармонизирующее мироздание. Тем самым продолжая «прямую передачу» в вечность, которая обязательно откликнется приветственным эхом.

Как вы понимаете, барабан — не просто барабан, а фасцинация-аллюзия о револьверном барабане и Русской Рулетке. То есть о Судьбе.

DSC02263.jpg

Лестница — символ движения, небо — недостижимый объект. Проект символизирует, насколько много усилий готов приложить человек для достижения своей заветной цели. Объект Штурм неба собран из 72 блоков, каждый из которых включает в себя 4 лестницы.

DSC02265.jpg

Что-то я не рискнул забраться на Штурм Неба, хотя название как бы намекает, что надо попытаться это сделать.

DSC02266.jpg

Рядом со Штурмом расположена еще одна попытка достучаться до небес. Ленивый Зиккурат — это попытка сделать не деревянную «неархитектуру», но «вырастить» объём из клетей-«кубиков», без затей и смыслов, поднимая один на другой, следуя только правилам рубки, сборки и, совсем немного, здравому смыслу. Но главное — тому, почти забытому, радостному азарту всех Строителей башен: «Достать! До! Неба!».

Все бревна сделаны из деревьев, погубленных жуками-короедами, безнаказанно жрущими окрестные леса. Сруб держится без единого гвоздя.

DSC02269.jpg

В 2016-м на Зиккурат можно было подняться. Виды шикарные! Сейчас он совсем обветшал и закрыт для посещения.

DSC02272.jpg

Удалённый офис является чем-то вроде среднего арифметического между башней из слоновой кости западного архитектора, работающего у себя в суперсовременной студии, и избушки отшельника, в глуши размышляющего над судьбами мира и отправляющего плоды своих изысканий по интернету. Обитателем постройки может быть человек любой профессии, требующей упорной сосредоточенной работы.

DSC02305.jpg

Структура и расположение офиса позволяет перемещаться от одного рабочего места к другому, меняя открытый вид простора поля на камерность лесного шатра. Размер строения предполагает как работу в одиночестве, так и небольшим коллективом единомышленников, собравшихся ради семинара или дискуссии вдали от агрессивности мегаполиса.

Очень похоже на полосатые фасады итальянских церквей.

DSC02307.jpg

Заброшенный лесной бар на окраине Акустической поляны. На поляне развешаны колонки, которые передают различные аудиоэффекты. В наше время все это практически не работало. Думаю, сейчас совсем все зачахло.

DSC02317.jpg

Зато на Акустической поляне есть шикарная тарзанка. Ух!

DSC02326.jpg

Обзорная площадка на поляну. Похоже, тут стоял диджейский пульт во время всяких звуковых инсталляций.

DSC02349.jpg

Мост в лесу. Длинный и шаткий.

DSC02351.jpg

На этом у меня фото из Версаля закончились. Перейдем дорогу разрезавшую арт-парк на две части и посмотрим на еще один большой объект, который стал одним из символов парка.

Вселенский Разум, самая масштабная инсталляция, когда–либо созданная Николаем Полисским, продолжает его научную серию. Сохраняя преданность натуральным материалам, Полисский предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы.

DSC02355.jpg

Создать искусственный интеллект — задача непосильная для современной науки. Все попытки построить мыслящую машину каждый раз упирались в непреодолимые барьеры, так и не принеся реальных результатов. В этом смысле ученые очень похожи на художников. Своими утопическими идеями они поражают публику, формируют образы массовой культуры, а прикладного, утилитарного результата не производят. В результате художник, решивший посвятить свою работу теме мышления или интеллекта, попадает в очень сложную ситуацию. Ведь какой–нибудь шахматный суперкомпьютер поражает не чем иным, как самой настоящей победой над лучшими гроссмейстерами мира, и тем самым меняет наше представление о природе мышления.

DSC02362.jpg

Вселенский разум имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга. Сюда, как основная направляющая, ведет двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету. Ведь космос — это главное устремление планетарной силы и воли разума, как представлялось создателю «ноосферы» Владимиру Вернадскому.

DSC02364.jpg

По задумке скульптурный «Вселенский Разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации. Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский Разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект.

DSC02365.jpg

Дадим слово автору Полисскому: «В одной из передач я услышал, что строится гигантский компьютер, который собирается анализировать всю информацию от человечества — и продавать дальше идеи. В телевизоре эта идея подавалась демонически, а мы решили создать у себя гуманистическую альтернативу. Вначале я думал собрать метафорический мозг из колесиков и шариков, которые будут крутиться — а потом как мы начали их собирать, я понял, что надо буквально: делать мозги так мозги. Это один из объектов, которые вместе с Бобуром напоминают пушкинскую голову — стоит посреди поля непонятно зачем.»

DSC02372.jpg

«Колонны превращают конструкцию как будто бы в разрушенных храм и помогают захватить пространство. А как только появилось ограничение пространства, сразу захотелось мистерию. Самое интересное, что происходит в храмах — это синтез искусств. Я мечтаю, может, о театрализованном действии здесь.»

DSC02377.jpg

В общем, еще один из объектов из моего личного топа: Бобур, Маяк и Вселенский Разум.

DSC02380.jpg

По мнению автора, граница там, где предел восприятия. Дом вознесен над лесом и таким образом позволяет зрителю, гостю дома, расширить границы созерцания. Сам по себе объект Дом над лесом является типом экстремального жилища.

DSC02385.jpg

Павильон из шишек — один из объектов Никола-Ленивца с мировой известностью, но который я уже, притомившись, толком не заснял.

Стены павильона сделаны из металлических сеток, заполнителем в которых служат сосновые шишки. Крыши нет. Внутри павильона естественным образом растут сосны, росшие там и до появления вокруг них стен арт-объекта. Ключевой деталью «Павильона шишек» является вход — не на уровне земли, что казалось бы естественным, а поднимающийся деревянными ступенями вдоль одной из стен, но не доходящий до её верха, затем идущий уже внутри павильона вдоль другой, перпендикулярной предыдущей стене, и только потом спускающийся на уровень земли.

«Пол» внутри павильона устлан шишками. Шишки вообще придают правильным формам объекта ощущение ирреальности. Подсвечиваемые солнцем, вкупе с растущими внутри соснами, они меняют привычную оптику и запах воздуха.

Нидерландский архитектор хотел поработать с сугубо местным материалом и придумал сооружение со стенами, сделанными из засыпанных в железные сетки шишек. Правда, иностранные участники не слишком хорошо изучили флору Калужской области, так что шишки пришлось привозить с Алтая, т.к. местных не хватило. Небольшой павильон без крыши возвели вокруг двух единственных в Никола-Ленивце сосен.

В отличие от творений Полисского произведение Гезе не пытается выглядеть природным феноменом или причудливым порождением народной фантазии: даже в русской глуши нидерландский архитектор остается самим собой — представителем утончённого европейского минимализма, не испытывающим никакого искушения опроститься.

DSC02396.jpg

Ну, а закончу я прогулку по Никола-Ленивцу в месте, где он когда-то начинался. Проект Святилище обращается к древнейшей истории территории Никола–Ленивца. На лесной поляне, где расположена инсталляция, находится древнее Городище, где жили древние балты в позднем железном веке (3-4 вв). Археологи достали все доказательства, воссоздали, что могли на чертежах и рисунках. Но для того, чтобы представить себе тех людей, их жизнь – этого не достаточно. Слишком мало всего осталось, слишком далеко мы от них ушли. И наверное, только далекими от научных исследований художественными образами можно создать иллюзорную связь с той стоянкой, где когда-то жили древние люди.

По всем отзывам — жутковатое место, но я ничего такого не почувствовал. Впрочем, я извсетный любитель полазить по местам, где когда-то в древности жили люди, типа бретонского Карнака. Так что привычен к такому.

DSC02397.jpg

Инсталляция  расположилась в лесу, на месте того самого Городища. Полисский использует весь арсенал своего опыта: он использует природные материалы, крупную гротесковую форму, грубую технику; а так же интерпретирует рисунки наскальной живописи. Эта инсталляция пугает от неожиданной встречи с ней. Ведь стоянка уже давно заросла лесом, и случайный прохожий не догадался бы, что когда-то здесь жил человек. Ничего не осталось. Современное искусство в этом проекте играет удивительную роль. Там, где не справляется археология или история, оно создаёт яркую иллюзию памяти и этим противостоит времени, которое пытается утянуть стоянку древних людей в небытие.

DSC02404.jpg

На этом у меня все. На самом деле за два дня вполне реально обойти все объекты парка. Так что приезжайте в Никола-Ленивец с ночевкой. Подготовьте ваш маршрут, изучите описания объектов. Так будет гораздо интереснее. Надеюсь, что мой скромный конспект-путеводитель по объектам арт-парка Никола-Ленивец в двух частях вам в этом поможет.

DSC02405.jpg

Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(c) kolllak.livejournal.com

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: