Никола-Ленивец: первый день

Что посмотреть в Никола-Ленивце. Фото Никола-Ленивец. Описание объектов Никола-Ленивец

Вообще не понятно, как можно не любить стволы родных берёз? Так что сделаю небольшой перерыв от заграниц. И расскажу о месте в Калужской области, где можно наслаждаться природой, шашлыком под водочку (или наоборот), походными условиями с ночевкой в палатке, и одновременно попасть в пространство современного концептуального искусства с многочисленными арт-объектами и инсталляциями под открытым небом. Итак, идем гулять по Никола-Ленивцу!

В первую очередь меня заинтересовало название деревни. Никола понятно, но что еще за "ленивец"? Оказывается, есть легенда, которая проясняет это странное название. В канун дня Святого Угодника Николая на поселение напал враг с другого берега Угры. Жители решили, что лучше будет умотать из села и спрятаться в окрестностях. Т.е. они поленились биться с врагом и предпочли временно бегство. Враг расслабился от легкой победы и потерял бдительность. В это время в лесу пряталась местная дружина, которая вышла из засады и легко уничтожила, праздновавшего победу врага. Так лень победила зло! А раз случилось дело на Николу, то и все селение стало называться Никола-Ленивец.

Легенда-легендами, но место и на самом деле историческое. В этих местах происходило знаменитое стояние на Угре в 1480 году, которое окончательно покончило с татарским игом. В Российской Империи здесь было огромное село в несколько тысяч человек. Советская власть постепенно загнобила село и к концу Перестройки все население Николы-Ленивца состояло из трех человек.

DSC01967.jpg

Но тогда-то и началась новая жизнь деревни. В 1989 году в поисках затерянного от цивилизации места в Никола-Ленивец приехал молодой московский архитектор. Решение построить здесь свой дом пришло к нему довольно быстро и он предложил эту же идею своим друзьям. Здесь началось активное строительство. В деревню стали переезжать деятели искусства и культуры. В 1995 году в деревне поселился бизнесмен. На его средства была осуществлена реконструкция Троицкого храма. Затем при поддержке губернатора была построена дорога, что позволило обеспечить проезд в Никола-Ленивец в любое время года.

Одним из новых жителей Никола-Ленивца стал художник Николай Полисский. В советское время он был членом движения Митьков. Ну такие вечно бухие раздолбаи от искусства. "Ответим белой горячкой на красный террор" и все такое. Разочаровавшись в Митьках, он поселился в Никола-Ленивце и стал писать местные пейзажи. Так продолжалось несколько лет. Пока однажды Полисский не проезжал в Нижегородской области огромное снежное поле. И там у него родилась смелая мысль. Столько бесплатного материала пропадает. А почему бы не заставить все это поле армией снеговиков?

DSC02088.jpg

Художник воплотил эту идею у себя в Никола-Ленивце в 2000 году. Так снеговики стали прародителями арт-парка! Самое главное, что сотни снеговиков невозможно было слепить одному и Полисский нанял в помощники местных жителей из окрестных деревень. Это стало второй "фишкой" будущего арт-парка. Делать все только силами местных, не привлекая профессиональных строителей и гастарбайтеров. Глядя на снеговиков многие крутили пальцем у виска. Известный художник-пейзажист занялся такой чушью. Но дядю Колю уже было не остановить. Дадим ему слово:

"Всё пошло от естественного материала, всё началось со снеговиков. Снег — бесплатный материал. И его много. И из него так и хотелось что-то сделать. А потом снег растаял, и появилась трава. Захотелось что-то сделать из травы, из сена (другое дело, что его пришлось потом прикупить). Затем подумал о другом природном материале — о дереве…"

DSC02156.jpg

Шутки-шутками, но снеговики стали крайне успешным арт-проектом. Снова послушаем художника: "Вот такие всем знакомые одинокие снеговики во дворе каждого дома. Мы придумали, что они вдруг превратились в некий народ. Все как-то откликнулись, и я почувствовал эту народную энергию. Когда я потом это показал на «Арт-Москве» в 2000 году, это было шоковое состояние в среде экспертов. Вроде так просто, в то же время, это было удивительно." Инсталляция принесла успех Полисскому. В дальнейшем акцию со снеговиками повторяли еще не один раз в разных уголках нашей страны.

А дальше пошло-поехало. Художник создавал из подручных материалов все новые и новые объекты. Каждый из них становился событием в мире современного искусства. В Никола-Ленивец потянулись другие художники, эксперты, журналисты и просто любители совриска. Так, в 2005 году, следуя логике развития места, Николай Полисский объявил о создании фестиваля «Архстояние».

В результате деятельности Николая Полисского и фестиваля «Архстояние» территория вокруг деревни стала наполняться арт-объектами, захватывающими все новые и новые пространства. Заброшенные деревенские поля и леса стали постепенно превращаться в арт-парк с пространством для экспозиции и сервисной инфраструктурой.

DSC02080.jpg

В 2011 году территорию арт-парка приобрел бизнесмен Максим Ноготков, который предложил развить сервисную инфраструктуру парка и выступил спонсором фестивалей. За четыре года ему удалось построить гостевые дома, благоустроить кемпинг с летними домиками, открыть кафе и инициировать ряд новых проектов на территории. Вслед за сложностями с основным бизнесом в 2015 году, Максим Ноготков потерял контроль над проектом.

Развитие проекта с 2016 года происходит независимо под руководством художественно-продюсерской команды, которые вместе с местными жителями и профессиональной командой продолжают создавать вокруг знаменитой деревни место, где создается и представляется широкой аудитории современного искусства в природном пейзаже.

Думаю, теперь понятно, что это за Ленивец такой. Пора преходить к прогулке. Начинать ее лучше на въезде в парк, который находится в деревне Звизжи. Как видите из указателей, Никола-Ленивец направо, Звизжи налево. Правее находится касса и информационный центр. Пока можно туда не заезжать, а посмотреть два интересных объекта в деревне Звизжи (это будет бесплатно).

DSC01982.jpg

Художники обратили внимание, что в соседней деревне Звизжи сельский клуб в плохом состоянии и молодежь тусуется на автобусной остановке на въезде в деревню.

За преображение любимого места сборищ молодежи взялся архитектор Алексей Козырь. По его проекту была «препарирована» и перекроена железная автоцистерна, в которой перевозили муку. «С точки, на которой стоит остановка, открывается великолепный вид на деревню. Поэтому объект называется Бельведер Звизжский. Цистерна напомнила мне о бочке Диогена. Я хотел создать место, в котором можно уединиться и предаться размышлениям, место медитации и созерцания. Кроме того, мой объект наделен формами, отсылающими к культам плодородия, образу матери-кормилицы – теме, всегда актуальной для деревни», – рассказал автор.

DSC01961.jpg

Разрезанная цистерна с внешней стороны получила две выпуклости, оканчивающиеся круглыми дисками-витражами -— их создала специально для этого проекта художник Мария Кошенкова. Узор витражей, просматривающихся с обеих сторон, напоминает зрачок в радужной оболочке. То есть и это сооружение выполняет «сверхзадачу»: вместо обычной остановки у Звизжей появилась «глазастая» скульптура-оберег, но в то же время она отлично справляется с главной функцией – укрывает от дождя, ветра и палящего солнца.

DSC01978.jpg

Диоген жил в винной бочке и был счастлив. Поселись в бочке и ты!

DSC01975.jpg

Никола-Ленивец давно вышел за какие-либо границы. Так что в соседних Звизжах тоже можно найти несколько объектов, благо сами жители деревни активно принимают участие в создании арт-объектов. Напротив Бельведера возвышается Сельпо.

Сельпо — это скульптура на месте руин стандартного брежневского магазина: бетонные стены Николай Полисский окружил сложной фактурой из деревянных блоков — как это обычно бывает, исключительно из найденного материала: деревянных отходов. Вместе со своими соавторами-жителями близлежащей деревни Николай Полисский вскладчину починил крышу пустовавшего 20 лет здания и превратил его в запоминающуюся скульптуру.

Николай Полисский: «Меня очень волнует постиндустриальные промышленные здания — с ними явно надо что-то делать, они стоят по всему миру, и мне кажется, это большая забота архитекторов, дизайнеров и художников в том числе — что с этим делать?  Индустрии как таковой больше нет, и они разрушаются все больше и больше. Если в цивилизованном мире этим занимаются, то у нас пока нет — и я хочу показать некоторый пример, как с этим можно справляться. Вообще мне кажется, что в России очень нужны примеры».

DSC01976.jpg

Художнику Сельпо напоминает храм, а мне показалось, что это скорее крепость. И тут сразу на первых объектах становится понятна еще одна особенность арт-парка. Все постройки тут полностью интерактивны. По ним можно и нужно невозбранно лазить, крутить движущиеся части, фотографировать. Скажем, на крышу Сельпо можно забраться и полюбоваться видами на деревню и окрестные поля.

DSC01964.jpg

Объект расположен за пределами арт-парка и никак не охраняется. И, как видите, за несколько лет он совершенно не пострадал от вандалов. Это к вопросу о диких деревенских. Но тут еще сыграло роль, что местные жители сами участвовали в постройке Сельпо.

DSC01968.jpg

Бетонная коробка типового магазина при этом сохранена — пожалуйста, можно забраться внутрь, пройти мимо стола с весами, посмотреть, где был склад и туалет, выглянуть в пустые окна. Но Сельпо осталось таковым лишь изнутри — снаружи вокруг стен возведен каркас из стальных прутьев, на которые нанизаны деревянные бруски. Они собираются в колонны, закручиваются в спирали, складываются в башни. Автор назвал этот способ строительства "шашлыком".

DSC01971.jpg

Переходим к следующему экспонату.

Бобур стал первым большим инженерным проектом с заранее отлитым каркасом — высотой в 22 метра, который оплетен березовой лозой в традиционной технике изготовления корзин. Тут явная отсылка к парижскому центру Помпиду (он же Бобур из-за названия исторического района Парижа), фасад которого украшают открытые вентиляционные трубы. Наверху — смотровая площадка, и если с Парижского Бобура видно весь город, то отсюда — весь Никола-Ленивец. Как и со всеми объектами Никола Полисского, местные материалы и техники, отсылающие к традиционным деревенским ремеслам и забавам, заставляют его скульптуры в ландшафте казаться естественным природным явлением — вроде птичьих гнезд или бобровых плотин.

DSC01983.jpg

Русь!

DSC01989.jpg

Полисский пишет, что не проектировал для подобия — скульптура не имеет точного зрительного ориентира. Ему нравится, что издалека и вблизи Бобур производит разный эффект: вблизи выглядит как плетеная корзина, издалека — как совершенно космический объект. Она однозначно ни на что не похожа: то ли на слонов, то ли на космический аппарат. Парижский Бобур — архитектура совершенно странная не только своим образом, но и выбранным местом. Это, как Эйфелева башня — довольно бесполезное сооружение, скорее объект искусства. Также и с Бобуром из Никола-Ленивца.

DSC01992.jpg

Мне Бобур напомнил какого-то гигантского слона.

DSC01993.jpg

По винтовой лестнице можно забраться на самый верх к обзорной площадке.

DSC02004.jpg

DSC01996.jpg

DSC02003.jpg

Пожалуй, одно из самых сильных произведений Никола-Ленивца.

DSC02013.jpg

В первый день мы передвигались по парку на машине. С дорогами тут отдельная боль. Во-первых, Никола-Ленивец расположен в 180 км от Москвы. Ну, вы поняли. На выходных летом дорога превратилась в одну сплошную пробку. Киевское, Калужское и Минское — все стояло. Неприятным сюрпризом стали и последние двадцать км до деревни. В 2016-м это была весьма убитая грунтовка, по которой даже на нашем паркетнике приходилось буквально ползти, чтобы не попортить днище очередной ямой или ухабом.

В самом Никола-Ленивце дороги относительно ровные, но зато дико пыльные. Под конец второго дня машина по цвету сравнялась с дорогой. Представляю, что в дождливое время тут будет сплошная грязь. Особенно было жалко велосипедистов, которых мы встречали на местных дорогах. Вся пылища летела на них. Но парк такой обширный, что пешком до того же Бобура из лагеря будет добраться не ближний свет.  Так что первый день мы решили объехать обособленные объекты, до которых сложно добраться из лагеря.

В общем, что ни поделаешь ради искусства. Тут и машину попортишь, и пыли наглотаешься.

DSC02019.jpg

Переходим к следующему объекту. Белые ворота установлены недалеко от деревни. Это частая форма работах Полисского. Ворота и арка — античный символ триумфа и победы. Ворота из Перми, Москвы и Никола-Ленивца представляют собой серию объектов, которые объединяет одна и та же форма, но выполненная из разного материала. Каждый ворота как в исторические времена акцентируют определенную точку в пространстве — въезд в город в Перми, вход в парк в Москве, в Никола-Ленивце — на воображаемой площади Звезды, откуда расходятся дороги к другим объектам. Я одно время жил в Бибирево, и часто проезжал мимо Лихоборских ворот, которые, оказывается, тоже творение этого художника.

DSC02020.jpg

Снова дадим слово автору. «Ворот может быть бесконечное количество. Параллелепипед — уверенная форма, внутри которой ты можешь делать что угодно. Каждый раз я использовал новый материал: В Москве они сложены из толстых веток, получилась очень крепкая конструкция, которая держится болтами и шпильками, и каждое новое крепление укрепляет все дальше. В Перми — железная конструкция. Белые ворота — устроены в духе Сельпо, где ленты и тонкий металл, на который как шашлык одеваются деревянные детали с дыркой посередине.

Главное, чтобы ворота имели смысл: отмечали развязку, развилку, въезд в город. Собо, Бабур и ворота складываются в треугольник и образуют градостроительные опоры. Это опорные точки, маркирующие пространство, которые не должны быть обязательно видны одновременно — чтобы сохранять тайну».

DSC02021.jpg

Позолоченный телец чем-то напоминает корабль или фигуру быка. Или даже храм… Тельца создал архитектор Василий Щетинин, он состоит из трех уровней: на первом голубятня, остальные представляют собой смотровую площадку.

Автором явно руководила библейская идея о спасительном Ноевом ковчеге. Но есть и второй смысл, связанный с образом агрессивного современного мира, зацикленного на финансовом благополучии — аллюзия на скульптуру с американской Уолл-стрит. Золотой телец как некий символ мирового экономического кризиса. Что касается деревянного тельца в Никола-Ленивце, то он являет собой мирный образ, напрочь лишенный агрессии. Он символизирует собой терпение, тягу к историческим корням, некую защищенность.

DSC02038.jpg

В 1802 году на склоне над рекой Угрой возник каменный храм Пресвятой Троицы. Церковь была построена на средства местного помещика Муромцева. Для ее строительства на месте были созданы мастерские по производству кованых металлических изделий и резных деревянных элементов декоративного оформления.

С приходом большевиков служба в храме была запрещена, церковные ценности вывезены, иконостас разрушен, колокола сброшены с колокольни и увезены на переплавку, священник репрессирован. Во время войны немцы взяли без боя эти места. Уходя в 1943-м, сожгли все жилые дома, но при этом не разрушили церковь. После войны создание молокозавода в стенах храма в 60-е годы спасло его от уничтожения. Завод закрыли в 70-е годы, к 90-м годам здание стало превращаться в руины.

DSC02040.jpg

К счастью, как я писал выше, в Никола-Ленивец переехали не только художники, но тут обосновался и бизнесмен, который вложился в реставрацию храма. В 2016 до полного восстановления пока было далеко, но, как минимум, это уже не руина. Эх, в каждой русской деревне так бы!

DSC02046.jpg

В соседнем с храмом доме расположена столярная мастерская художника. Там можно прикупить себе такую фигурку (любых размеров) и пройти мастер класс по столярному делу.

DSC02042.jpg

DSC02044.jpg

Как видите, по фигуркам людей, на колокольню тоже можно забраться. Открытость — это отличная черта Никола-Ленивца.

DSC02049.jpg

Следующий объект Маяк, как и Бобур, в моем личном топе. Тут круто даже не само произведение, а то, как Маяк шикарно вписался в пейзаж. Это первый долговечный объект Никола-Ленивца (2004 год). Он был собран за три месяца без единого гвоздя и стоит на излучине реки, которая здесь изгибается под почти прямым углом. Самое сложное в строительстве было подобрать ветви вязов так, чтобы они производили впечатление плетеной конструкции.

"Маяк мы сделали по одной простой причине: а что еще делают у реки? Здесь стояли засохшие деревья, из них мы его построили. Ни одно другое дерево кроме вяза бы так долго не простояло. В смысле формы все было достаточно по-простому: внизу — пирамида для устойчивости, наверху — какое-то помещение, в которое человек двадцать может поместиться."

DSC02054.jpg

В 2016 году на верхнюю площадку можно было подняться по внутренней деревянной лестнице. Уже тогда она была очень стремная, а высота маяка с пятиэтажку (18 м). Сейчас вроде бы его закрыли для подъема.

DSC02092.jpg

"Это первая наша штука, которая может что-то улавливать — с маленькими антеннами наверху. Но они образовались случайно: металлические шпильки, которыми все соединения скрепляли, решили не срезать, а оставить для футуристичности — строить мы начали этнографичную конструкцию, а оставить их решили, чтобы добавить модернизма: они вроде как не портят вид при этом и делают маяк не таким мрачным."

DSC02061.jpg

Тут же на склоне расположено Николино ухо. Объект развернут в сторону реки и в тоже время максимально изолирован со стороны деревни. Так что если залезть в ухо, то вы сможете слушать тишину "далей".

DSC02068.jpg

DSC02083.jpg

Народ в Никола-Ленивец приезжает креативный.

DSC02097.jpg

Один из домов художников в деревне.

DSC02103.jpg

Еще один эффектный объект — Ротонда Бродского. Ротонда — это небольшой дом среди поля. Он расположен в важной видовой точке, откуда открывается прекрасная круговая панорама окрестностей. Предназначен для того, чтобы войти, развести огонь в очаге и любоваться пейзажем. Дом имеет овальную в плане форму. Периметр в уровне земли состоит целиком из дверей, любая из которых может быть открыта.

DSC02105.jpg

С Ротонды открывается великолепная круговая панорама ближайшей округи. Постройка возвышается на высоком подиуме, каждая из дверей легко открывается. Автор использовал старые двери, привезенные из полуразрушенных и полностью забытых хозяевами домов. Высота конструкции составляет около 6 метров, внутри нее можно свободно перемещаться и любоваться красивыми пейзажами как через открытые двери первого яруса, так и через окна или с крыши, подняться на которую можно по лестнице.

DSC02107.jpg

Вид на церковь Троицы, которую я вам показывал выше.

DSC02112.jpg

В 2016 поле вокруг Ротонды засадили подсолнухами. Смотрелось очень эффектно!

DSC02118.jpg

DSC02122.jpg

Еще один вид с Ротонды в сторону кемпинга. Видите сколько там вдалеке машин на парковке? Место довольно популярное, но из-за размеров парка толкучки никакой не наблюдается. О бытовых условиях в кемпинге расскажу в следующей серии.

DSC02162.jpg

Последний объект, который я успел посмотреть в первый день в Никола-Ленивце стала Жар-птица. Увы, птица наиболее эффектна, когда ее поджигают, а мы этот момент не застали. В потухшем состоянии Жар-птица скорее похожа на карикатурный герб РФ.

Арт-Объект Жар-птица — одновременно и двуглавый орел, и сказочная жар-птица, продолжает долгую тему местного фольклора, к которой художник то ли обращается, то ли заново его придумывает. Это 10-метровая птица-печка, смотреть на которую нужно как раз в тот момент, когда она горит. Жар-птица представляет собой огненную скульптуру: языки горящего пламени вырываются из тела птицы наружу, дорисовывая различные ее образы.

DSC02177.jpg

"Жар-птицу я придумал очень давно — примерно тогда же, когда и снеговиков, во время поездки в Нижний Новгород. Я тогда смотрел на острова на воде и думал, что было бы здорово поставить какой-то объект прямо на острове, чтобы весь город видел, как он отражается в воде. Так что Жар-птицу я придумал задолго до того, как ее построил — просто даже не знал, с какой стороны к ней подобраться, кому ее поручить.

Это достаточно сложная инженерная конструкция. Нужно было разобраться с дровами, с силой тяги, мы просчитывали, как она будет вести себя в разную погоду, а потом отливали по частям и собирали как футбольный мяч. Потом мы ее распилили на две части, чтобы можно было разбирать и возить в Москву — а то так она из-за своих габаритов ни в одном трейлере не помещается, и там она горела дважды".

Солнце уже почти село. Дальше у нас началась шашлычно-пивная часть поездки. А на второй день мы продолжили прогулку по арт-парку. Так что остальные объекты досмотрим в следующем рассказе о Никола-Ленивце.

DSC02178.jpg

(c) kolllak.livejournal.com

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: