Всегда приятно возвращаться в место, где тебе было хорошо. А если это место Лиссабон, то можно получить двойное удовольствие. Я уже был в этом прекрасном городе пять лет назад, но в эту португальскую вылазку решил еще раз прогуляться по знакомым местам, пусть даже времени на столицу Португалии было всего три часа. Но вы уже знаете мои темпы прогулки, поэтому за это короткое время я успел посмотреть два района в центре Лиссабона: Байшу и Алфаму. Они абсолютно разные, так что получилось за один раз охватить сразу несколько граней города. Начну с прогулки по району Байша.
Средневековая Байша (Baixa) была полностью уничтожена катастрофическим лиссабонским землетрясением 1755 года. При восстановлении города Байша была выстроена с нуля по единому плану. Средневековый хаотический лабиринт улиц (который я так люблю) был заменён сетью прямых и широких улиц строгой прямоугольной планировки, что стало одним из первых в Европе примеров подобного градостроительного подхода. В связи с одновременностью постройки всех зданий Байша отличается единой архитектурной стилистикой, этот стиль позднее получил имя помбалино в честь барона Помбала, руководившего восстановлением. Кроме того, Байша стала одним из первых в истории примеров строительства целого района с учётом сейсмостойкости зданий. Байша, пожалуй, самый популярный у туристов район Лиссабона здесь расположено большое количество магазинов, кафе, сувенирных лавок.
Как и в рассказах о Порту, оставлю предупреждение, что я не ставил себе целью обойти все достопримечательности Байши. Если в случае с Порту, все мое внимание и интерес был поглощен одним восхитительным местом города немного в ущерб другим достопримечательностям, то на тотальный осмотр Лиссабона у меня банально не было времени. Так что прогулку по столице Португалии я планировал, как короткое свидание — дань прошлым восторгам и восхищению. Но все-таки основные красоты успел захватить, о них сейчас и расскажу (и покажу).
Начал я прогулку с Торговой площади. Прекрасное место, отличный парадный вход в центр Лиссабона. Больше всего мне нравится, что вот эти здания буквой П, окаймляющие площадь, расступаются и одна из сторон площади — это набережная реки Тежу. Таким образом и так просторная Торговая площадь получается просто уходящей в бесконечность с учетом многокилометровой ширины реки перед ней.
В центре площади возвышается очередной "мужик на коне", как я называю такой тип памятников. Мужик — это король Португалии Жозе I (тот самый, за которого правил маркиз Помбал), имя коня, к сожалению, не смог найти, извините. Кстати, это неплохая иллюстрация, что не стоит бездумно копипастить Вики. Смотрите, что там написано: "Этот бронзовый памятник, единственный посвященный королю Лиссабона". Вот, как прикажите, эту фразу понимать? У Лиссабона был свой собственный король? Или других памятников королям нет в Лиссабоне?
Посмотрите, какие виды открываются с площади.
Самое внушительное строение площади — это арка Августа. Огромную арку венчает семиметровая фигура Славы, она держит венками над Мужеством в шлеме с символами правящей тогда династии Брагансов и над Изобретательностью, рядом с которым расположены символы искусства и культуры. Под ними герб Португалии и статуи великих португальцев, в частности маркиза Помбала, восстановившего Лиссабон после землетрясения и фактического правителя страны, и Васка да Гамы. По бокам символические статуи главных рек Португалии: Тежу и Дору.
Вид на арку со стороны Rua Augusta .
Знаете, какая проблема с Португалией в плане достопримечательностей? По ним сложно найти информацию. Статьи в Вики очень куцые, причем тут не работает тревел-блогерский лайфхак, что надо читать статьи на языке страны, они более полная. Отнюдь, по Португалии англоязычные статьи лучше. Даже путеводители в наших книжных надо еще поискать.
Мне стало интересно отыскать, что-то об этих двух колоннах, но ничего подробнее этого текста в телеграфном стиле не нашлось. Пристань Кайш-даш-Колунаш веками служила парадным причалом Лиссабона, принимавшим королей и самых знатных гостей страны. Мраморные ступени пристани обрамлены двумя угловыми колоннами.
Интересно, как поменялось мое восприятие европейских городов, за те пять лет, что я не был в Лиссабоне. Нет, по-прежнему меня приводят в восторг узкие и извилистые средневековые улочки, будь то фахверк или облупленные итальянские домики. Но теперь и такие правильные и пафосные улицы 18-19-го веков также стали мне нравиться. Так что в этот раз главная улица Rua Augusta пришлась мне по нраву. Особенно ее мозаичное покрытие, на фото ниже, оно неплохо видно.
Несколько снимков улиц, пересекающих rua Augusta.
С одной из таких улиц открывается вид на подъёмник Санта-Жушта (Elevador de Santa Justa). Любую ажурную железную конструкцию перо тревел-блогера готово приписать Эйфелю, но, как и в случае с мостом в Порту, Эйфель к лифту не имеет отношения. На подъемнике я покатался в первую свою поездку, потому в этот раз его проигнорировал, на него обычно очередь из туристов (там всего две кабинки) и время терять не хотелось.
Лиссабонцы — знатные булкоеды. Каждое второе заведение в Байше выглядит как-то так.
Не любитель я булок поэтому такой тощий, но ради чего-то совсем уж местного обычно делаю исключение, как например, для бретонского кунь амана, или португальского паштела. В первую поездку я наелся сладких паштелей в культовом заведении "Паштел де Белен". В этот раз попробовал вариант пирожка из трески. Согласно рецепту начала прошлого века делаются паштейши де бакаляу (трески) следующим образом.
Сварите кусок трески, отделите кожу и кости, смешайте с отварным картофелем и мелкопорезанной петрушкой и пропустите все через мясорубку. В полученную массу добавьте молоко и яичные желтки и приправьте небольшой щепоткой соли и перца чили. Перемешайте полученное тесто и влейте в него заранее взбитые яичные белки. Полученное тесто разделите на равные части мерной ложкой, смазанной маслом, что бы кусочки не слипались друг с другом и затем последовательно поместите их в сковороду для жарки. В сковороде должно быть достаточно масла, чтобы пирожки погрузились в него полностью, не касаясь дна. Достаньте готовые пирожки ложой и положите так, чтобы излишки масла стекли.
Rua Augusta выходит на площадь Rossio.
В центре площади Росиу, на величественном столпе в виде коринфской колонны, возвышается статуя 28-го короля Португалии и первого императора Бразилии Педру IV, я немного писал о нем в рассказе о Порту. Четыре женские фигуры на её постаменте олицетворяют справедливость, мудрость, силу и умеренность – добродетели, которыми, по мнению скульптора, обладал король.
Согласно городской легенде, изначально статуя изображала императора Максимилиана Мексиканского. Однако незадолго до её установки император был расстрелян, и статуя была «откорректирована» в соответствии с новыми политическими веяниями. Этим объясняют сходство, которое многие усматривают между фигурой на площади Росиу и мексиканским правителем. Впрочем, противники этой идеи указывают на элементы, однозначно говорящие о лузитанском «происхождении» памятника: изображения португальского герба на пуговицах, ожерелье с орденом Башни и Меча и Конституция в руках короля.
Другое украшение площади Росиу – два бронзовых фонтана в стиле барокко, в северном и южном концах площади. По некоторым данным, они были привезены из Франции. Выделяется площадь Росиу и своим оформлением: в середине 19 века её замостили в виде волнистого узора чёрным и белым булыжником. Говорят, такой рисунок помогал морякам, сходившим на берег в Лиссабоне, быстрее привыкнуть к суше под ногами.
Питьевые фонтанчики очень милые, напоминают парижские, разве что там девы в декоре используются.
Памятник этому Педру ерунда, а вот под ноги смотреть было очень прикольно. С учетом, что на этой площади практически в открытую торгуют наркотой, если прямо на месте ее употребить, то наверно эффект будет замечательный. Я про эти волны на плитке, если кто не понял.
К вопросу о наркоте. В первую поездку я остался в восхищении от Лиссабона, но при этом был слегка шокирован его маргинальностью. На главной площади города открыто барыжат веществами, вечером все парки превращаются в лежбище бомжей, куча нищих, вокруг столиков кафе вьются темные личности, норовящие что-то стащить у туристов, все стены в уродских тегах, многие здания в полуразрушенном состоянии. Помню, как в пяти минутах ходьбы от Росиу мы забрели в самое натуральное гетто, где нас тормознул наряд полиции и попросил ради безопасности убрать камеры. Дополнила картину поездка на электричке (тоже разукрашенной граффити и раздолдолбанной вусмерть) в Синтру, где мы с Олькой были единственными белыми, а афропортугальцы кидали мусор в окна поезда и забирались с ногами на сидения.
Хмм, то ли у меня восприятие изменилось, то ли в Лиссабоне немного навели порядок, но ничего подобного в эту поездку 2015-го года я не заметил. Кроме барыг, весь остальной колорит куда-то испарился. Особенно выигрышно и благополучно Лиссабон смотрелся сразу после милейшего, но полуразрушенного Порту.
Переходим к следующей достопримечательности Лиссабона — площади Рестаурадориш (Восстановителей). Площадь увековечивает освобождение Португалии от испанского владычества в 1640 году. Обелиск, посвящённый этому событию, был установлен в центре площади спустя 226 лет. Бронзовые фигуры на его основании символизируют Свободу и Победу. Монумент был воздвигнут на общественные пожертвования, собранные в Португалии и Бразилии.
На западной стороне площади Рестаурадориш находится дворец Фош (на фото второе здание слева). В интерьере и обстановке воспроизводятся многие черты Версальского дворца и Королевского дворца в Мадриде. Особенно интересны атриум капеллы Богоматери Непорочности, Зеркальная и Каминная комнаты, выполненные в стиле эпохи Возрождения. Сегодня во дворце размещается национальное туристическое бюро Португалии и Институт общественных коммуникаций.
Рядом с дворцом Фош (на фото на первом плане) можно увидеть жемчужину португальского ар-деко – здание 1929 года постройки, в котором раньше находился кинотеатр, а теперь размещается роскошный отель Эдем, интерьер которого был использован легендой немецкого кино Вимом Вендерсом для съёмок фильма «До самого конца света».
Неподалёку от площади расположен подъёмник Глория, соединяющий Байшу с кварталом Байрру-Алту. От площади начинается одна из главных улиц Лиссабона – проспект Свободы (Авенида-да-Либердади).