Асфальт

Прочитал «Асфальт» Гришковца.
Ммм… даже не знаю, что сказать то. В общем «Асфальт» это тааакой асфальт.
Именно серый, ровный, и хотя с выщербинками, а скучный.
Вот тут розовым мелком девочка нарисовала лошадку, но мало-мало у Гришковца лошадок. Скучный.
И где-то вдалеке ходит по нему трудолюбивый таджик, сметает лужицы шших-вшиххх. Скучный.

Про язык. Думаю уже все успели посмеяться:
Открытие прошло здорово. Был небольшой концерт довольно известной группы,
по автосалону ходили красивые девушки, был отличный и вкусный фуршет,
много шампанского, среди приглашённых встречались известные люди.
Вёл открытие и много говорил в микрофон забавный телеведущий.

Ооо, а ведь так всю книгу. Открытие прошло здорово.
Букварь, ну может хрестоматия для внеклассного чтения.
Хотя конечно так точно осилят. И ведь действительно работает, читают обильно.
Третье место по продажам за первое полугодие по версии РБК.
Поступившая в продажу 1 апреля книга актера, музыканта и писателя, Евгения Гришковца стала лидером продаж во втором квартале.

Ладно, черт с ним с языком. Пусть будет просто-примитивно, зато ровно и
правильно, чтобы текст лучше заглатывался (см. выше).
Да и всегда можно списать на писательский приемчик:
так надо, раскрываем тему обычного человека обычными словами.

Сюжет. Здесь тоже все обставлено достаточно непритязательно и линейно.
Есть главный герой Миша, с которым последовательно происходит ряд событий.
События вполне житейские, как-то пьянка с друзьями, трудности с новым проектом,
поход к психоаналитику и т.п. Некоторые сцены (тот же психоаналитик)
вставлены для объема что ли, т.е. на дальнейшие события и характеры никакого влияния,
чеховское «ружье» так и провисит в половине сюжетов без дела.
В общем чувствуется любовь автора к малым жанрам, большой текст слегка разваливается.

Время от времени Гришковец вставляет флэшбеки из детства,
отрочества, юности Николаши Миши. Там попадаются занятные экземпляры,
например про Мишин бывший роман на стороне. Да, а начинается все с заманухи, автор вешает
в ванной комнате мудрую пятидесятилетнюю тетку. Удавленница Юля — близкая подруга главного героя.
Посему Миша решает расследовать самоубийство. На этом построена первая половина романа.
Но как оказывается, тут никакого детектива нет («кина не будет!»), и постепенно эта линия скукоживается,
под конец автор просто благополучно на нее забивает.

Впрочем с самоубийством Юли читателю достаточно быстро все становится понятно.
Вспомним Розановский листок (цитата весьма вольная конечно, понимаю).:
Когда человеку хорошо, ему и в голову не придет поклониться христианскому Богу.
Нет, мужичок приходит к религии только, когда «кольнуло в боку» или «неурожай там»…
Вот так и Юлю друзья и родственнички постоянно использовали для слива и решения проблем
(поделиться с понимающим человеком, «умеет выслушать», ага).
По мере Мишиного расследования проясняется, что ее собственная жизнь мало кого волновала.
Тут, да, завоешь от тоски и в петлю. Так что тоже все тривиально, да и особого сочувствия
Юленька не возбуждает, не трогает.

Итак роман на самом деле не сюжетный, а характерный. Цель автора рассказать про
жизнь, философию и путь к успеху начинающего, но уже вполне эффективного менеджера.
Под тридцать конечно. Так что тут и кризис, и размышления о смысле жизни, и прочая ботва.
Однако каких-то великих открытий автор к сожалению нам не доставляет.
Понятно, что все плохо и бессмысленно. Спорт, хобби, работа, любовницы — все суета.
К концу романа остаются друзья (настоящие конечно) и семья.
Точнее главный герой открывает, что семья «это типа клева».

Соня лежала поперёк кровати, раскинув руки. Одеяло её сползло на пол,
а Сонин заяц лежал головой на подушке вместо своей хозяйки.
Катя спала, укрытая одеялом, и было видно, что она там уютно
собралась в комок и занимает очень мало места.

Наверно все правильно, но стоило ли про это плодить еще один текст?
Да и еще лишенный прочих выдающихся (асфальт, с чего и начал) достоинств.

Немного про достоинства. Почему-то предвкушал от Гришковца множество всяческих интересных
бытовых открытий-подробностей. Но и здесь ждало разочарование.
Пара тройка остроумных диалогов. Детали связанные с работой главного героя.
Неплохо нарисованный друг Степа. Маловато.
И все таки автор — мастер интонации, а не слова. А передать на письме интонацию —
для этого надо очень хорошо владеть словом. Такой замкнутый круг.
Так что не получилось ни того, ни другого.

Не понравилось.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

<span>%d</span> такие блоггеры, как: